Skip links

Бухгалтерия для блогеров: как не стать фигурантом уголовного дела

На днях задержали Елену Блиновскую, блогера-миллионника, автора популярного онлайн-курса «Марафон желаний». Ее подозревают в уклонении от уплаты налогов почти на 1 млрд рублей и «отмывании» доходов. В статье рассказываем, что блогеры делают не так, и как избежать печальных последствий.

Что блогеры делают не так

С начала года уже трое известных блогеров (а сколько еще не таких известных) стали подсудимыми по уголовному делу о неуплате налогов. В марте СК возбудил уголовные дела против Валерии Чекалиной (более известной как Лерчек) и ее мужа Артема, которых подозревают в неуплате налогов на сумму 300 миллионов рублей, а также в отмывании денежных средств на более чем 130 миллионов рублей. Еще один блогер, Александра Митрошина, была обвинена в неуплате налогов на сумму свыше 120 миллионов рублей.

В обоих случаях блогеров обвиняют в том, что они, используя упрощенную схему налогообложения с ограниченным лимитом доходов, превысили этот лимит и начали регистрировать свои доходы на другие ИП вместо того, чтобы перейти на общую систему налогообложения.

Делать так, конечно, нельзя: если единственной причиной разделения бизнеса является уход от налогов, то такое разделение не имеет экономического смысла и, следовательно, незаконно.

Налоговая имеет право насчитать 20% НДС на сумму со всех поступлений на разные юрлица и 13% НДФЛ, плюс пени и штрафы за неуплату вовремя. Отсюда и такие огромные суммы.

Как обезопасить себя в такой ситуации?

Делить бизнес нужно с экономическим смыслом. Например, вполне живая стратегия, когда курсы блогера читают разные спикеры: можно принимать оплаты на разные ИП (1 курс – 1 спикер). Если это правило не соблюдено, то необходимо оплачивать НДС и прибыль (20%, если у вас ООО, и 13%, если ИП). Помните: небезопасное дробление бизнеса приводит к максимально плачевным последствиям, вплоть до возбуждения уголовного дела.

Снизить налоги можно расходными операциями (в зависимости от системы налогообложения), но есть много нюансов. Считается, что можно оплачивать расходы от компании, искать подрядчиков на НДС и тем самым уменьшать свои налоги. Например, за счет аренды локаций, отелей, перелетов и т.д. Действительно ли это так?

На самом деле любые расходы должны быть экономически обоснованы. Если говорить простым языком, «без них нельзя строить бизнес». Например, если это постоянные перелеты или аренда дорогостоящих авто, сложно будет доказать, что эти траты необходимы для бизнеса.

Предприниматель Михаил Жуховицкий тоже высказался по этому поводу и предлагает как решение проблемы следующее:

«Единственный возможный вариант – это прием денег с карт россиян сразу за границу, в безналоговые страны. Т.е., эквайринговая схема. В мире много других стран, где низкие налоги или их совсем нет. Открываешь в такой стране интернет-магазин и принимаешь деньги с карт россиян сразу туда. Сейчас стало чуть сложнее, потому, что количество стран для приема платежей сузилось. Визы и Мастер в РФ больше нет, есть только Мир. Тут поможет СЭЗ Киргизии и СЭЗ Казахстана, как промежуточное звено. Чтобы вообще не давать повода для ФНС РФ на претензии, необходимо еще жить за границей свыше 6 месяцев в году. Т.е., перестать быть налоговым резидентом РФ.»

Звучит неплохо, однако не все так просто. Вот что отвечает наш специалист на этот счет:

В этой схеме есть очень много нюансов:

1. Бизнес зарегистрирован в России, значит все равно налоги надо платить в России. По месту регистрации, а не по месту открытия расчетного счета

2. Сейчас практически нигде не открывают счета российским компаниям (в офшорных странах)

3. Содержать иностранную компанию, тем более из России, гораздо дороже, чем содержать российскую компанию

4. Если предположить, что получилось открыть счет в безналоговой стране, остается вопрос – что потом делать с деньгами?

Итог: Вариант имеет место быть, но слишком много разных «НО».

Как можно

Вот несколько кейсов, как подобные проблемы предотвращали мы в Delegator24.

Кейс 1

Проблема: На один курс было открыто 3 ИП, общая выручка по которым была выше 350 млн

Что мы сделали:

  • Провели аудит внутренней системы и курсов
  • Разбили курс на 3 разных (1 курс – 1 спикер – 1 тема), и теперь это может оправдать дробление экономическим смыслом, а не уходом от налогов

Кейс 2

Проблема: Большая часть выручки уходит на оплату услуг маркетологов, рекламы и т.д., нет понимания, как с этих расходов не платить налоги.

Что мы сделали:

  • Провели аудит финансовой системы
  • Создали несколько продюсерских центров, далее оплачиваются все необходимые услуги, а в ИП уходит часть выручки, тем самым соблюдаются лимит.

Универсальных решений нет, но почти всегда можно подобрать вариант для конкретного случая. Важно изначально провести аудит курсов и всей финансовой системы, чтобы найти индивидуальный подход.

Источник: Роман Швецов

Оставить комментарий

Главная
Звонок
Контакты
Поиск